ЛИЧНЫЙ ЧЕМПИОНАТ МИРА - 1993

В этом году впервые проведение финала личного чемпионата мира доверили столице Мордовии - Саранску! Забегая вперед скажу, что организация финала, да и сама гонка, были проведены на самом высоком уровне. Все приехавшие в наш город, в том числе и многочисленные иностранцы (наибольший контингент, как ни странно, прибыл с берегов Туманного Альбиона - Великобритании) остались довольны. Стадион был полон оба дня соревнований, несмотря на цену билета: 20 рэ, по тем временам были хорошие деньги. Подробнее о перипетиях финала личного чемпионата мира - 1993 рассказано ниже на этой же страничке очевидцами тех соревнований. Результаты всех гонок, предшествовавших финалу, смотрите в соответствующей ссылках:
1/4 финала. Санкт-Йоганн (Австрия)
1/4 финала. Мадонна ди Кампильо (Италия)
1/4 финала. Франкфурт-на-Майне (Германия)
1/4 финала. Эйндховен (Голландия)
1/2 финала. Хамар (Норвегия)
1/2 финала. Инцель (Германия) 

  Евгений ЗАВАЛИШИН

О финале в Саранске рассказывают Сергей РЫЖКОВИЧ, Николай ЕРМОЛЕНКО и Евгений ЗАВАЛИШИН: 
Бесспорно, личный чемпионат мира - 1993 войдет в анналы мирового спидвея, как чемпионат сюрпризов. С сюрпризов от начался, сюрпризом и закончился. Пожалуй, никогда ранее путь к финалу для гонщиков России не был столь трудным, как ныне. Из шести предшествующих ему предварительных этапов они сумели выиграть только один: отборочное соревнование во Франкфурте-на-Майне, победителем которого стал чемпион мира 1991 года Сергей ИВАНОВ. Для сравнения: годом ранее, в 92-м, российские гонщики первенствовали на всех семи этапах чемпионата мира, включая и финал. Ко всему прочему, Сергей ИВАНОВ, первый номер нашей команды  на тот момент, то ли из-за того, что немецкое посольство затянуло с выдачей ему визы (эта версия руководителей российского спидвея), то ли из-за отсутствия штампа в лицензии ФИМ (это версия корреспондента знаменитого западногерманского журнала «Баншпорт актуэль» Томаса Шиффнера), в полуфинале чемпионата в Инцеле участвовать не смог. А если учесть еще и то, что в техническом плане зарубежные гонщики всегда были оснащены лучше, чем россияне, можно было с большой долей уверенности предположить, что в мировом финале они постараются приложить максимум усилий для того, чтобы прервать череду побед гонщиков России. Однако, когда настала пора превратить свои помыслы в реальность, сделать они этого не смогли.

По сути дела, лишь досадное падение Валерия ИВАНОВА в последнем заезде финала не позволило российским гонщикам занять все ступени подиума 28-го личного чемпионата мира. Чемпионом мира, пятнадцатым по счету, стал Владимир ФАДЕЕВ из Дальнегорска, гонщик, до сей поры не завоевавший в официальных соревнованиях, проводимых ФИМ и МФР ни одной медали, даже самой низкой пробы. Один из фаворитов финала москвич Александр БАЛАШОВ, которого видели на высшей ступени пьедестала почета почти все, начиная от тренеров сборной России и заканчивая саранскими болельщиками с плакатами "Балашов - чемпион!", стал жертвой поломки "стального коня" и получил, тем не менее, первое в своей жизни мировое серебро (снова, как и в отборочном соревновании, Сашу подвел мотоцикл в третьей серии заездов! Прямо рок какой-то. - Прим. Е. Завалишин). Во второй раз (впервые в 1991 году) бронзы чемпионата был удостоен Михаэль ЛАНГ. Но прежде, чем занять места на пьедестале почета, им нужно было преодолеть десять заездов, полных отчаянной борьбы, промчаться десятки метров по ледяной дорожке, каждый из которых таил в себе массу всевозможных сюрпризов, одолеть соперников, тоже горевших желанием подняться на подиум. Думаю, двадцать пять тысяч зрителей, ежедневно до предела заполнявших трибуны стадиона "Светотехника" остались довольны борьбой сильнейших гонщиков мира и еще долго будут вспоминать перипетии этого финала (зрители стояли и в проходах, и на крышах соседних домов, и даже залезали на осветительные мачты стадиона! Такого ажиотажа с той поры не было до сегодняшнего 2002 года! - Прим. Е. Завалишин).

Уже первый заезд финала заставил замереть сердца болельщиков, настолько великолепен по красоте был проход молодого шведа Олы ВЕСТЛУНДА, сына бронзового призера чемпионата мира - 1970 Курта ВЕСТЛУНДА, с четвертого на второе. А победителем этого заезда стал, промчавшись четыре круга, по 340 метров каждый, с рекордным для стадиона "Светотехника" временем - 56,4 секунды (86,81 км/ч), финн Ярмо ХИРВАСОЙЯ, который после своей победы в чемпионате мира - 1990 впервые сумел добраться до финала (да как добраться! Он с блеском выиграл обе предварительные гонки, предшествующих финалу в Саранске! Естественно, горел желанием выиграть и третью. К тому же у него был большой, так сказать, "допинг": финская федерация мотоспорта за его победу в финале чемпионата в Саранске пообещала ему виллу, особняк в курортном месте Финляндии! Неплохо, да. Но нужно было еще его заработать, что Ярмо и начал делать в первом же своем заезде! - Прим. Е. Завалишин). Второй заезд прошел при явном преимуществе российских гонщиков, вернее - Валерия ИВАНОВА. Будущий чемпион мира Владимир ФАДЕЕВ лишь на последних метрах сумел вплотную приблизиться к лидеру. В общем-то эти два первых заезда не принесли каких-либо нечаянных результатов. Сюрпризы начались с третьего заезда. Дебютант финала Вячеслав НИКУЛИН, выиграв старт, два круга мчался впереди двух фаворитов - Михаэля ЛАНГА и Александра БАЛАШОВА. Наконец, на одном из поворотов немец предпринял решающую атаку на молодого россиянина, однако, не только не обошел лидера, но и пропустил великолепный спрут Александра БАЛАШОВА, который тут же "набросился" на НИКУЛИНА и, явно имея более мощный мотоцикл, легко обошел его. Но и на второй позиции НИКУЛИН продержался недолго: в начале последнего круга он уступил и ЛАНГУ. Четвертый заезд, в котором действующий чемпион мира Юрий ИВАНОВ встретился с двумя шведами - Пером-Оловом СЕРЕНИУСОМ и Стефаном СВЕНССОНОМ, а также голландцем Анне ван дер ХЕЛЬМОМ - чемпионом Европы 1992 года по спидвею на траве - пришлось повторять дважды. Виновником остановки гонки был Стефан СВЕНССОН, на втором круге настолько жестко атаковавший лидировавшего Юрия ИВАНОВА, что упал не только сам, но отправил в снег и чемпиона мира. Перезаезд стал прелюдией одной из главных сенсаций финала: Юрий ИВАНОВ, выиграв старт, уже через полкруга пропустил вперед Пера-Олова СЕРЕНИУСА, а на финишной прямой - и дебютанта чемпионата мира Анне ван дер ХЕЛЬМА. Потеря двух очков, бесспорно, в никоей степени не являлась большой трагедией (вспомним хотя бы выступление Сергея ТАРАБАНЬКО в мировом финале 1977 года), выбила чемпиона мира из колеи и он, по сути дела, отказался от дальнейшей борьбы за медали чемпионата.

В не менее бурном темпе развивались события и во второй серии. Пожалуй, лишь пятый заезд прошел в довольной скучной борьбе, победителем которой стал Михаэль ЛАНГ, на первом круге обошедший Валерия ИВАНОВА. Зато следующий, шестой заезд был одним из самых красивых заездов финала: все четыре круга шла настоящая битва за первую позицию между Пером-Оловом СЕРЕНИУСОМ и Вячеславом НИКУЛИНЫМ, во время которой они не единожды менялись местами. Первым на финише в итоге был более опытный швед, вписавший в свой актив вторую победу. Не менее упорной была и дуэль между Владимиром ФАДЕЕВЫМ и Олой ВЕСТЛУНДОМ в седьмом заезде. Шедший на первом месте с небольшим отрывом от них Стефан СВЕНССОН на третьем круге оглянулся назад, на какие-то дли секунды отерял тем и на первую позицию вышел ФАДЕЕВ. Победителем восьмого заезда стал Александр БАЛАШОВ, на втором круге легко обошедший "летающего финна" Ярмо ХИРВАСОЙЯ. Итак, после двух серий заездов во главе турнирной таблицы были Александр БАЛАШОВ и Пер-Олов СЕРНЕИУС, набравшие по шесть очков. На очко от них отставали ЛАНГ, ФАДЕЕВ, ХИРВАСОЙЯ и Валерий ИВАНОВ.

Десятый заезд стал роковым для Александра БАЛАШОВА и, как потом оказалось, решающим в борьбе за чемпионский трон. Верный своей манере проигрывать старты, он уже на выходе из первого поворота обошел Валерия ИВАНОВА. Однако, когда преимущество БАЛАШОВА над соперниками выросло уже до нескольких метров его мотоцикл потерял мощность и заглох. Как оказалось впоследствии, сломалось клапанное коромысло. А победителем этого заезда стал Валерий ИВАНОВ. Не сумел продолжить серию побед и Пер-Олов СЕРЕНИУС. В одиннадцатом заезде он потерял первое очко, финишировав позади Михаэля ЛАНГА. Не повезло и Вячеславу НИКУЛИНУ. Выиграв старт двенадцатого заезда он уже на первом повороте вынужден был прекратить борьбу: порвалась цепь. Неожиданно главный судья финала англичанин Грэм БРОУДИ остановил гонку, хотя правилами этого не предусмотрено. Перезаезд прошел в относительно спокойной обстановке, лишь первый поворот Владимир ФАДЕЕВ и Ярмо ХИРВСОЙЯ промчались почти касаясь друг друга. В трех заездах Валерий ИВАНОВ, Михаэль ЛАНГ, Пер-Олов СЕРЕНИУС и Владимир ФАДЕЕВ набрали по восемь очков; Ярмо ХИРВАСОЙЯ - семь; Александр БАЛАШОВ - шесть.

Двое из этой шестерки в четвертой серии не смогли прибавить в свой актив ни очка. Пер-Олов СЕРЕНИУС в тринадцатом заезде, попытавшись вмешаться в борьбу двух россиян, не только не позволил Александру БАЛАШОВУ обойти Владимира ФАДЕЕВА, но и сам, не совладав с высокой скоростью, чуть не упал и пропустил вперед Луку РАВАНЬЯНИ. Все попытки шведа вернуть себе хотя бы третью позицию положительного результата не дали. Последним финишировал и Ярмо ХИРВАСОЙЯ. Случилось это в шестнадцатом заезде, в котором не досчитался очка и еще один фаворит - Михаэль ЛАНГ. Выиграв старт, он на втором круге попал в ямку и пропустил вперед СВЕНССОНА, который с каждой серией все ближе приближался к группе лидеров. Снова не повезло Вячеславу НИКУЛИНУ: в пятнадцатом заезде он лидировал с огромным преимуществом над братьями ИВАНОВЫМИ и Олой ВЕСТЛУНДОМ, но когда до победы оставалось совсем немного, не справился со скоростью, врезался в снежный вал, далее правда удержал мотоцикл, но вскоре сошел. После четырех серий заездов на счету Валерия ИВАНОВА и Владимира ФАДЕЕВА было по 11 очков; у Михаэля ЛАНГА - 10; у Александра БАЛАШОВА и Пера-Олова СЕРЕНИУСА - по 8; у Стефана СВЕНССОНА и Ярмо ХИРВАСОЙЯ - по 7.

В последних субботних заездах и Валерию ИВАНОВУ, и Владимиру ФАДЕЕВУ пришлось приложить максимум усилий для того, чтобы сохранить свое шаткое преимущество. В восемнадцатом заезде ФАДЕЕВУ пришлось целый круг отбивать атаки Михаэля ЛАНГА. Немец на какое-то мгновение даже вышел вперед, но россиянин все-таки сумел выиграть этот важный поединок. Не менее тяжело пришлось в двадцатом заезде и Валерию ИВАНОВУ. Сначала его довольно жестко атаковал Ярмо ХИРВАСОЙЯ, к счастью, настолько неудачно, что не только стал лидером, но и уступил вторую позицию СЕРЕНИУСУ. Через круг и он тоже попытался обойти россиянина, но на порядком уже разбитом льду его мотоцикл начало "переставлять" и швед быстро потерял желание становиться лидером. Более того, ХИРВАСОЙЯ вновь вышел на вторую позицию, а ИВАНОВ получил убедительное преимущество над соперниками. Два других заезда последней серии легко выиграли СВЕНССОН и БАЛАШОВ. И после окончания субботних заездов верхняя часть турнирной таблицы выглядела следующим образом: Валерий ИВАНОВ и Владимир ФАДЕЕВ - по 14 очков, Михаэль ЛАНГ - 12, Александр БАЛАШОВ - 11, Стефан СВЕНССОН - 10, Пер-Олов СЕРЕНИУС и Ярмо ХИРВАСОЙЯ - по 9.

Не менее интересно развивались события и в воскресенье. Соперничество сильнейших гонщиков мира стало даже более жестким. Это и понятно - ведь наступила пора решающих стартов в борьбе за двадцать восьмой титул чемпиона мира. Бесспорно, самый большой сюрприз преподнес действующий чемпион Юрий ИВАНОВ. Но обо всем по порядку. 

Предполагалось, что в прологе наиболее напряженными будут двадцать второй и двадцать четвертый заезды. Однако, прошли они довольно-таки спокойно, хотя и внесли некоторые изменения в турнирное положение гонщиков. По крайней мере, и Александру БАЛАШОВУ, и Владимиру ФАДЕЕВУ победы достались без особых проблем. Зато за второе место в этих заездах развернулась упорная борьба. Причем, в обоих случаях ее главными действующими лицами были братья ИВАНОВЫ. Но если Юрий выдержал бешеные атаки ХИРВАСОЙИ (в этом заезде привез себе "баранку" Стефан СВЕНССОН и еще один шаг от особняка сделал ХИРВАСОЙЯ - Прим. Е. Завалишин), то Валерий - на втором круге допустил тактическую ошибку и пропустил вперед мчавшегося почти возле ограждения на высокой скорости Михаэля ЛАНГА (вообще, во второй день у Валерия ИВАНОВА тактической мысли не было никакой. Отсюда - реальная бронза буквально уплыла у него из-под носа - Прим. Е. Завалишин). 

Проблемы у лидеров начались со второй серии заездов. Лишь ЛАНГУ в двадцать пятом заезде удалось выиграть без особых, хотя и его соперникам - Ярмо ХИРВАСОЙЕ, Оле ВЕСТЛУНДУ и Перу-Олову СЕРЕНИУСУ победа была нужна как воздух. Владимиру ФАДЕЕВУ в двадцать шестом заезде пришлось изрядно рисковать для того, чтобы выбраться с третьего места на первое: лишь на втором круге он сломил сопротивление шведского бородача Джона ФРЕДРИКССОНА, а на последних метрах - и, теперь уже экс-чемпиона мира, Юрия ИВАНОВА. В следующем, двадцать седьмом заезде в подобной ситуации оказался и Александр БАЛАШОВ, но его путь к лидерству был короче: уже на первом круге под его натиском сдался Лука РАВАНЬЯНИ (наши болельщики итальянца еще в прошлом году признали своим, а уж в этом году болели, как за своего, за мордвина - Прим. Е. Завалишин), а на втором - и Валерий ИВАНОВ. Итак, Владимир ФАДЕЕВ в семи заездах набрал 20 очков; Александр БАЛАШОВ, Валерий ИВАНОВ и Михаэль ЛАНГ - по 17; Стефан СВЕНССОН - 13; Ярмо ХИРВАСОЙЯ - 12. Еще более обострили ситуацию в финале две следующие серии. В тридцать первом заезде СЕРЕНИУС, уже к этому времени потерявший все шансы подняться на подиум, выиграв старт, неожиданно финишировал впереди Владимира ФАДЕЕВА, которому снова с боями пришлось выбираться с третьей позиции. Еще одно очко потерял и Валерий ИВАНОВ, уступивший в тридцатом заезде победу ХИРВАСОЙЕ. Зато Александр БАЛАШОВ, в отличие от своих соперников, с каждым заездом становился все ближе и ближе к заветному титулу чемпиона мира (с каждым отыгранным у ФАДЕЕВА очком болельщики на стадионе согревались стограммами кристально чистой во время чистки льда и возгласами "Балашов - чемпион!" во время побед нового кумира - Прим. Е. Завалишин). В третьей серии он опередил Михаэля ЛАНГА, а в четвертой - лидера Владимира ФАДЕЕВА, сократив отставание от него до очка! В общем, судьбу всех трех медалей чемпионата мира должны были решить четыре последних заезда, перед которыми Владимир ФАДЕЕВ набрал 24 очка, Александр БАЛАШОВ - 23, Валерий ИВАНОВ - 22, Михаэль ЛАНГ - 21. Остальные двенадцать гонщиков к этому времени потеряли шансы подняться на подиум. (Здесь следует упомянуть еще один случай, произошедший в двадцать девятом заезде. Неплохо поехавший во второй день Юрий ИВАНОВ в этом заезде встречался с РАВАНЬЯНИ, ВЕСТЛУНДОМ и ШИФЕРОМ. Находившийся на стадионе в качестве почетного гостя Анатолий БОНДАРЕНКО решил промотивировать его, во всеуслышание заявив, что ставит на победу Юрия в этом заезде 100 рублей! И Юрий постарался, просто-напросто порвал своих довольно-таки сидльных соперников, получив таким образом из рук двукратного чемпиона мира сотню деревянных - Прим. Е. Завалишин).

Двадцать пять тысяч зрителей замерли, предвкушая развязку этой интригующей гонки. А представляете, что творилось в душе у гонщиков, как были напряжены их нервы? Первому, в соответствии с расписанием, выпало испытывать судьбу Владимиру ФАДЕЕВУ. И снова он чуть было не довел себя и своих почитателей до инфаркта, проиграв старт вечному неудачнику Вячеславу НИКУЛИНУ и Ярмо ХИРВАСОЙЕ (к слову, в последующие годы плохой старт и блестящая езда по ходу заезда стал визитной карточкой Владимира - Прим. Е. Завалишин). К счастью, в тени ФАДЕЕВ держался недолго: уже через круг соперники остались позади. Но когда до победы в заезде, а значит и в чемпионате в целом ему осталось преодолеть всего несколько метров, на ровном месте упал ХИРВАСОЙЯ (хотя ему-то чего было спешить: борьбу за медали, и за виллу, он уже давно проиграл). Заезд, естественно был остановлен, финн - исключен. И снова нужно было концентрироваться, и снова впереди были скользкие повороты стадиона "Светотехника", каждый из которых таил в себе массу опасных сюрпризов. И все-таки Владимиру ФАДЕЕВУ удалось одолеть, в первую очередь, себя, свои нервы, и лишь во-вторых, выигравшего старт Вячеслава НИКУЛИНА.

Несмотря на то, что с победой Владимира ФАДЕЕВА вопрос о чемпионстве был снят с повестки дня, немаловажное значение имели и три оставшихся заезда, которые подвели черту в захватывающем сюжете мирового финала в Саранске. Первым заместителем нового чемпиона мира стал Александр БАЛАШОВ, почти без особых проблем выигравший тридцать восьмой заезд (во второй день Саша был неудержим и если бы... Да, спорт не терпит сослагательного наклонения. После награждения все-таки раздосадованный БАЛАШОВ выбежал из боксов и стал разбрасывать календарики со своим изображением, толпы с ума спятивших от восторга зрителей бегали за ним с требованием дать автограф. А затем его механики вытащили ящик мордовской водки и Саша стал раздавать бутылки мужикам, оставшимся на трибуне! После этого жеста наши болельщики навсегда полюбили Александра БАЛАШОВА, но тем не менее, он никогда в дальнейшем не выступал за Саранск, хотя перед каждым новым сезоном упорно ходили слухи о подписании контракта между "Лисмой" и звездным москвичом - Прим. Е. Завалишин). В следующем заезде Юрий ИВАНОВ, старавшийся помочь своему брату Валерию на пути его к бронзовой медали, сумел отобрать очко у Михаэля ЛАНГА. Однако, он, увы, не смог воспользоваться этой помощью. В последнем, сороковом заезде финала Валерий ИВАНОВ, проиграв старт Стефану СВЕНССОНУ и заняв достаточную для завоевания бронзы вторую позицию, на втором круге неожиданно принялся атаковать шведа, но не справившись со скоростью на выходе из поворота врезался в заднее колесо его мотоцикла и вылетел с ледового трека (зачем он полез вперед, остается только догадываться. А ведь это был, как впоследствии оказалось, единственный шанс Валерия получить медаль чемпионата мира в личном зачете - Прим. Е. Завалишин). Не получив в этом заезде ни одного очка, Валерий ИВАНОВ уступил бронзовую медаль Михаэлю ЛАНГУ.

До сих пор ходят разговоры о том, что победа Владимира ФАДЕЕВА в Саранске была делом случая. Вот если бы в десятом заезде у Александра БАЛАШОВА не сломался мотоцикл, то чемпионом мира был бы он. Забывая при этом, что спидвей - это единение человека с машиной. И побеждает в нем тот, кто умеет готовить к соревнованиям не только себя, но и своего "стального напарника", умеет избежать досадных случайностей. Один из примеров тому финал личного чемпионата мира в Саранске (напомню, что в последующих годах Владимир ФАДЕЕВ уже прочно закрепился в лучших гонщиках планеты и в 1999 году стал двукратным чемпионом мира, победив в многоэтапном финале того же БАЛАШОВА. А Александр БАЛАШОВ своим успехам в России и в мире обязан, безусловно, своему механику Владимиру БЕЛОНОГОВУ. Ведь посмотрите, как только альянс БАЛАШОВА и БЕЛОНОГОВА распался, Саши уже стало не видно. Что еще раз подтверждает то, что далеко не все в спидвее зависит от таланта гонщика - Прим. Е. Завалишин).

(Гостеприимный Саранск после гонки всем участникам соревнований преподнес подарки и призы. Кому-то вручили телевизор (по-моему, ФАДЕЕВУ), ЛАНГУ - люстру производства нашей "Лисмы", голландскому гонщику Анне ван дер ХЕЛЬМУ - велосипед "Кросс", мотивировав это тем, чтобы он не забывал и о летнем спидвее, дела в котором у него шли довольно удачно... Не обидели никого. Даже гонщику, занявшему последнее место, австрийцу Францу ШИФЕРУ, подарили соболиный мех, шкурку. Спидвей для него - это своеобразное хобби, а основной работой австрийца является ферма, хозяйство, где он выращивает пушных зверьков и выделывает потом из них меха. Всем понравилась организация турнира, что и было отмечено доверием Саранску проведения в следующем году одного из этапов Гран-При личного чемпионата мира - Прим. Е. Завалишин).  

Сергей РЫЖКОВИЧ, Николай ЕРМОЛЕНКО, Евгений ЗАВАЛИШИН

ФИНАЛ.
20-21 февраля, Саранск, Россия