ЛИЧНЫЙ ЧЕМПИОНАТ МИРА - 1992

В этом году путь к финалу чемпионата мира был проложен через четыре отборочных соревнования и два полуфинала, один из которых проходил в Саранске. Ранг гонки чемпионата мира Мордовии повысили, и теперь уже непосредственно лучшая восьмерка спортсменов напрямую попадала во Франкфурт, город, где впервые будет проходить мировой финал. Полуфинальная гонка в Саранске мне запомнилась уже лучше, нежели год назад четвертушка. Снова народ пришел на имена, в частности на Пера-Олова СЕРЕНИУСА и Николая НИЩЕНКО, и они не разочаровали ожиданий публики. Запомнилась и борьба внутри нашей сборной, ведь наших, русских спортсменов в ней участвовало аж 5 человек, в то время, как по регламенту соревнований в следующий раунд, то бишь в финал, от одной страны должно выйти максимум три гонщика. И если любимец Николай НИЩЕНКО был вне конкуренции, то за две оставшиеся путевки для сборной СНГ (тогда уже не было СССР, увы), битва была напряженнейшая. И все же более опытный Владимир СУХОВ выиграл схватку у молодого Вячеслава НИКУЛИНА и вышел в финал. В финал вышел и гонщик, занявший аж 11 место с 12-ю очками, правда, в качестве запасного (Роберт-Ян МУННЕКОМ проиграл в перезаезде за участие в финале в основной сетке Ульриху ВЕРЛЕ). Удивил дебютант соревнований норвежец Стиг Ингер БЕРГЕРСЕН, также пролезший в финальную пульку (в народе нашем его окрестили "Стёпой", и ему понравилось это русское имя). Понравился вечно улыбающийся итальянец Лука РАВАНЬЯНИ (и ездой, и своим почти русским именем). Доволен остался даже Гейер ЛИЛЛЕТВЕНДТ, занявший последнее место, но получивший подарок после окончания соревнований. Одно жаль: это была последняя гонка Николая НИЩЕНКО в Саранске, но народ об этом пока не знал... Сетку заездов 1/2 финала личного ЧМ-1992 года, проходившего в Саранске, смотрите ЗДЕСЬ. Результаты же всех других гонок, предшествовавших финалу, смотрите в соответствующей ссылках:
1/4 финала. Берлин (Германия)
1/4 финала. Инцель (Германия)
1/4 финала. Осло (Норвегия)
1/4 финала. Мадонна ди Кампильо (Италия)
1/2 финала. Ассен (Голландия)
1/2 финала. Саранск (СНГ)       

  Евгений ЗАВАЛИШИН

О финале во Франкфурте-на-Майне рассказывает Сергей РЫЖКОВИЧ: 
Более полувека, ежегодно, с наступлением зимы тысячи бесстрашных парней выводят свои мотоциклы, обутые в покрышки с устрашающими 28-ми миллиметровыми шипами, на искристый лед для того, чтобы поспорить со скоростью, ветром и судьбой. Лучшие из них, в середине января начинают борьбу за самый ценный и престижный трофей ледового спидвея - титул чемпиона мира в личном зачете. 

68 сильнейших мастеров "колючего спорта" из 15-ти стран мира (в том числе, впервые в истории чемпионатов мира гонщик из Греции Яннис ПОПАНДОПУЛОС - бывший Иван ПОПАНДОПУЛО, первые сорок лет своей жизни проживший в Казахстане) в январе прошлого года начали борьбу в 27-м личном чемпионате мира. Но лишь восемнадцать самых что ни на есть лучших, преодолев сито шести отборочных соревнований, дошли до вершины мирового первенства - финала. И среди них шестеро гонщиков Содружества Независимых Государств. Наша команда могла бы быть более представительной, если бы не правило, принятое Международной федерацией мотоспорта в 1976 году, в соответствии с которым в финал могут выйти только шесть представителей одной страны. Поэтому, Валерий ИВАНОВ, Вячеслав НИКУЛИН и Олег ХОМИЧ вынуждены были уступить места в финале своим соперникам.

И вот весна. Март. Родина великого немецкого писателя Иоганна Гете - город Франкфурт-на-Майне. Десять тысяч страстных поклонников ледового спидвея, преодолев тысячи километров приехали сюда, чтобы увидеть великолепное шоу, именуемое финалом личного чемпионата мира. Неоценимую помощь организаторам соревнований в его проведении оказали известнейшие фирмы "Данлоп", "Кастрол", "Мартини", "Левиор", "ЛУК". Но главными шоуменами были, конечно же, восемнадцать парней из восьми стран мира. 

"Безумству храбрых поем мы песню" - этим известным афоризмом и можно охарактеризовать борьбу в финале. Храбрость - храбростью, но безумство порой переходило границы и перерастало в нежелательные инциденты. Особенно - в начале. Риск и трезвый расчет соседствовали друг с другом. Скорость и важность момента пьянили гонщиков.

Тон в борьбе за чемпионский титул, точнее битве, шедшей за каждую пядь 365-ти метрового трека, задал первый же заезд, в котором встретились дебютант финала норвежец Стиг Ингер БЕРГЕРСЕН, шведы Стефан СВЕНССОН и Ола ВЕСТЛУНД, а также чемпион мира-91 Сергей ИВАНОВ. И хотя чемпион с первых же метров захватил лидерство, соперники висели у него буквально на колесе. Наконец, на третьем круге БЕРГЕРСЕН предпринял решающую атаку, но не справившись со скоростью и нервами (представляете, что испытывал дебютант, атакуя чемпиона мира) упал и был исключен. В перезаезде вперед вышел уже СВЕНССОН, но на первой же прямой его земляк ВЕСТЛУНД наехал на тюки с соломой и тоже упал. Пришлось СВЕНССОНУ и ИВАНОВУ в третий раз выезжать на старт. И на сей раз швед смог "удрать" вперед. Все попытки чемпиона мира обойти скандинава успехом не увенчались. Под стать первому заезду был и второй, в котором встретились Владимир СУХОВ и Александр БАЛАШОВ, дебютант финала итальянец Лука РАВАНЬЯНИ и фаворит из Германии Михаэль ЛАНГ, занявший год назад в чемпионате мира третье место. На первом повороте БАЛАШОВ, помчавшись за ушедшим вперед СУХОВЫМ, не справился со скоростью и упал. Висевший у него на колесе ЛАНГ не успел среагировать и врезался в мотоцикл БАЛАШОВА, серьезно поранив себе левое колено и, увы, вынужден был прекратить выступление в финале. Разочарованию немецких фанов не было предела. И в перезаезде СУХОВ легко захватил лидерство. Зато его соперники развернули между собой увлекательнейшую борьбу, неоднократно меняясь позициями в течение всей гонки. Наконец, на последнем круге РАВАНЬЯНИ рискнул увеличить скорость и финишировал вторым. Не повезло немецкому гонщику и в третьем заезде: Ульрих ВЕРЛЕ упал на первом же повороте. На сей раз, к счастью, все обошлось благополучно. Перезаезд легко выиграл Юрий ИВАНОВ. Удачно атаковав на третьем круге Владимира ФАДЕЕВА, вторым на финише был еще один дебютант финала молодой финн Аки-Ала РИИХИМЯКИ, который лишь прошедшей зимой впервые познакомился с гонками по льду. И четвертый заезд пришлось повторять дважды. Его победителем в конце концов стал чех Антонин КЛАТОВСКИ, выигравший за явным преимуществом у шведа Пера-Олова СЕРЕНИУСА. Не повезло их соперникам: Николай НИЩЕНКО был исключен, а Джон ФРЕДРИКССОН упал на третьем круге, не выдержав натиска СЕРЕНИУСА.

Вторая серия началась с легких побед Владимира СУХОВА и  Стефана СВЕНССОНА, после чего у обоих гонщиков стало по шесть очков из шести. Главными действующими лицами седьмого заезда были Антонин КЛАТОВСКИ и Юрий ИВАНОВ - победители заездов первой серии. Попробовал было вмешаться в их борьбу Александр БАЛАШОВ, но на первом же повороте, попытавшись атаковать лидировавшего ИВАНОВА, не справился с мотоциклом и упал. В перезаезде ИВАНОВУ пришлось все время быть начеку, однако, на последнем повороте он на какое-то время потерял бдительность и чех по внутреннему радиусу ушел вперед. Сенсационно завершился восьмой заезд: Сергей ИВАНОВ не смог обойти ни одного из своих соперников и, по сути дела, расстался с надеждой повторить свой успех годичной давности. А победителем стал Аки-Ала РИИХИМЯКИ, обошедший двух опытнейших гонщиков - Пера-Олова СЕРЕНИУСА и Хельмута ВЕБЕРА, поехавшего вместо травмированного ЛАНГА. Итак, после двух серий по шесть очков имели Антонин КЛАТОВСКИ, Стефан СВЕНССОН и Владимир СУХОВ, по пять - РИИХИМЯКИ и Юрий ИВАНОВ, четыре - ветеран СЕРЕНИУС.

Эта шестерка и стала участниками первых двух гонок третьей серии. И если девятый заезд прошел в относительно спокойной обстановке (Юрий ИВАНОВ финишировал первым с огромным преимуществом над Пером-Оловом СЕРЕНИУСОМ, который лишь на последних метрах дистанции сломил сопротивление Луки РАВАНЬЯНИ), то в десятом шла хладнокровная борьба. Сразу же после старта на повороте упал РИИХИМЯКИ, шедший вслед за ним Владимир СУХОВ не успел свернуть и налетел на мотоцикл финна. И снова все обошлось благополучно: оба гонщика поднялись и после небольшой паузы вся четверка заняла свои места на старте. На финише на какие-то доли секунды Стефан СВЕНССОН сумел опередить Антонина КЛАТОВСКИ. Чеху же в этом заезде пришлось немало потрудиться: со старта он ушел последним. Два оставшихся поединка этой серии выиграли Ола ВЕСТЛУНД и Александр БАЛАШОВ. После трех туров единоличным лидером стал Стефан СВЕНССОН (9 очков из 9), ему уступали очко Юрий ИВАНОВ и Антонин КЛАТОВСКИ, два - Владимир СУХОВ, три - Пер-Олов СЕРЕНИУС, четыре - Аки-Ала РИИХИМЯКИ и Владимир ФАДЕЕВ.

Лидеру финала не повезло в четырнадцатом заезде, в котором его соперниками были Хельмут ВЕБЕР, Юрий ИВАНОВ и Николай НИЩЕНКО. Николай снова вынужден был покинуть поле битвы: он был исключен за фальстарт. Два круга после старта СВЕНССОН лидировал, однако, потом он совершил чисто тактическую ошибку и буквально висевший у него на колесе ИВАНОВ вышел вперед, на последнем круге к радости немецких фанов шведа опередил и Хельмут ВЕБЕР. Не повезло и Владимиру СУХОВУ. В следующем, пятнадцатом, заезде он, выиграв старт лидировал три круга, а на последнем неожиданно легко пропустил вперед обоих шведов - СЕРЕНИУСА и ВЕСТЛУНДА. Старт шестнадцатого заезда выиграл Владимир ФАДЕЕВ, но очень скоро вынужден был уступить и РАВАНЬЯНИ, и КЛАТОВСКИ, и Сергею ИВАНОВУ. А победил в итоге чех, на третьем круге опередивший РАВАНЬЯНИ. Перед последними четырьмя гонками первого дня финала Юрий ИВАНОВ и Антонин КЛАТОВСКИ имели по 11 очков, Стефан СВЕНССОН - 10, Пер-Олов СЕРЕНИУС - 9, Владимир СУХОВ - 8, Александр БАЛАШОВ - 7.

Заключительная серия первого дня финала началась с очередного триумфа Антонина КЛАТОВСКИ. Чех снова проиграл старт, однако, уже в середине гонки вышел в лидеры. Восемнадцатый заезд легко выиграл Александр БАЛАШОВ, лидировавший со старта до финиша. Зато за его спиной развернулась ожесточенная борьба. На выходе из последнего поворота СЕРЕНИУС находился на второй позиции, финишировал же последним, уступив на прямой Владимиру ФАДЕЕВУ и Стефану СВЕНССОНУ, и практически потерял шансы завоевать одну из медалей чемпионата. В следующем заезде с огромным преимуществом над соперниками победил Аки-Ала РИИХИМЯКИ. Старт заключительного заезда первого дня выиграл Владимир СУХОВ. Однако, очень скоро из-за трудностей с мотором он переместился на последнее место. А победителем заезда стал Юрий ИВАНОВ, опередивший Джона ФРЕДРИКССОНА и своего брата - Сергея. Восьмерка лучших гонщиков первого дня финала выглядела так: Антонин КЛАТОВСКИ и Юрий ИВАНОВ - по 14 очков, Стефан СВЕНССОН - 11, Александр БАЛАШОВ - 10, Аки-Ала РИИХИМЯКИ и Пер-Олов СЕРЕНИУС - по 9, Владимир СУХОВ и Ола ВЕСТЛУНД - по 8.

Второй день финала проходил в не менее драматичной и увлекательной борьбе. Начало ей положил двадцать первый заезд. Необычно хорошо стартовавший Хельмут ВЕБЕР вскоре уступил всем своим соперникам. Впрочем, на последнем повороте немцу удалось обойти Луку РАВАНЬЯНИ и завоевать очко. А победил Ола ВЕСТЛУНД. В двадцать втором заезде встретились главные претенденты на медали - Аки-Ала РИИХИМЯКИ, Антонин КЛАТОВСКИ и Пер-Олов СЕРЕНИУС. КЛАТОВСКИ как обычно стартовал очень плохо, все ждали, что чех постепенно увеличит темп и начнет наседать на ушедших вперед РИИХИМЯКИ и СЕРЕНИУСА, а он вдруг уступил к тому же и неудачнику финала Сергею ИВАНОВУ, да так и не смог выбраться с последнего места. Первым же на финише был финн, вторым - швед. Следующие три заезда прошли в относительно спокойной борьбе. Их победителями стали соответственно СВЕНССОН, Юрий ИВАНОВ и ФАДЕЕВ. СВЕНССОН мог выиграть и двадцать шестой заезд, если бы не фантастические усилия Александра БАЛАШОВА, сумевшего на последних метрах отобрать у шведа победу. Последние шансы на завоевание титула чемпиона мира потерял Антонин КЛАТОВСКИ. В двадцать восьмом заезде он уступил не только своему главномк оппоненту Юрию ИВАНОВУ, но и неожиданно хорошо поехавшему во второй день Николаю НИЩЕНКО. После семи туров Юрий ИВАНОВ набрал 20 очков, Стефан СВЕНССОН - 16, Александр БАЛАШОВ и Антонин КЛАТОВСКИ - по 15, РИИХИМЯКИ и ВЕСТЛУНД - по 13.

Решающий и, пожалуй, самый трудный шаг к титулу чемпиона мира Юрий ИВАНОВ сделал в двадцать девятом заезде, в котором ему пришлось изо всех сил отбивать атаки Пера-Олова СЕРЕНИУСА. Лишь на последних метрах, поняв бесперспективность своих усилий, швед оставил лидера в покое. После уверенной победы в тридцатом заезде появились шансы подняться на пьедестал почета у Владимира СУХОВА. И наоборот, в тридцать первом, шаг от подиума сделал Александр БАЛАШОВ, у которого в самый неподходящий момент забарахлил мотоцикл. Еще одно очко потерял Антонин КЛАТОВСКИ (чех вообще во второй день выступал очень плохо, показав десятый результат), проигравший резервному гонщику Робетру-Яну МУННЕКОМУ. Немаловажное значение для итогового распределения медалей имел тридцать второй заезд. Аки-Ала РИИХИМЯКИ, выиграв старт, на втором круге уступил Стефану СВЕНССОНУ, а на третьем финн, не желавший уступать и вторую позицию, столкнулся с Владимиром ФАДЕЕВЫМ. Оба гонщика сумели удержаться на "ногах", но финн вскоре уехал внутрь круга и попросил медицинской помощи. Круг претендентов на медали чемпионата становился все уже и уже. Тем не менее, восьмая серия прошла в пассивной борьбе. Исключением стал тридцать шестой заезд, в котором встретились Ульрих ВЕРЛЕ, Пер-Олов СЕРЕНИУС, Владимир СУХОВ и Джон ФРЕДРИКССОН. Почти всю гонку лидировал СУХОВ, который в случае победы мог вплотную приблизиться к медальным местам, отбивал атаки обоих шведов, но когда до финиша оставалось всего метров 100 его силы иссякли и оба скандинава вышли вперед. Юрий ИВАНОВ в заключительном туре мог уже и не выступать: набрав 26 очков, он на пять опережал ближайшего преследователя Стефана СВЕНССОНА. В активе Антонина КЛАТОВСКИ было 19 очков, Александра БАЛАШОВА - 18, Пера-Олова СЕРЕНИУСА и Владимира СУХОВА - по 16.

Судьба серебряной и бронзовой медалей должна была решиться в сороковом заезде, во встрече между Антонином КЛАТОВСКИ и Стефаном СВЕНССОНОМ. Впрочем, в случае, если ни тот, ни другой не смогут набрать в этом заезде ни одного очка, в спор за медали мог вмешаться и Александр БАЛАШОВ, и СЕРЕНИУС, и СУХОВ. Тем более, двое первых свои последние заезды выиграли. И вот заключительный заезд, на старт которого вышли Стефан СВЕНССОН (21 очко), Антонин КЛАТОВСКИ (19), Владимир СУХОВ (16), Ола ВЕСТЛУНД (15). Увы, интересной борьбы, такой, какой изобиловали многие предыдущие заезды финала, не получилось: СВЕНССОН, не справившись со своими нервами упал в конце первого поворота и был исключен. Столь близкая серебряная медаль буквально уплыла у него из рук. В отсутствии своего основного соперника, убедительную победу одержал КЛАТОВСКИ и стал первым "заместителем" Юрия ИВАНОВА. А вот для решения судьбы Александра БАЛАШОВА и Стефана СВЕНССОНА, набравших по 21 очку и претендующих на бронзу, пришлось проводить дополнительный заезд. Увы, и на сей раз БАЛАШОВУ пришлось бороться не с соперником, а с собственным мотоциклом, сердце которого - мотор - с каждым кругом работало все хуже и хуже.

С одной стороны, 27-й личный чемпионат мира завершился полным триумфом русской школы ледового спидвея. Наши гонщики были сильнейшими на всех без исключения его этапах. В финале чемпионата Юрий ИВАНОВ, после пятилетнего перерыва вновь ставший чемпионом мира, на 6 очков обошел своего ближайшего преследователя, столь убедительно ранее выигрывать первенство не удавалось никому . Тем не менее, подводя итоги чемпионата, нельзя не отметить все возрастающую конкуренцию со стороны зарубежных гонщиков, прежде всего, скандинавов. Немного проигрывая русским в мастерстве, они выигрывают в подготовке моторов. Сегодня на льду мы сильнейшие! А завтра?      

Сергей РЫЖКОВИЧ

ФИНАЛ.
7-8 марта, Франкфурт-на-Майне, Германия