Как всё начиналось...
Сегодня трудно сказать, кому первому
пришла идея вывести мотоцикл на лед. На мой
взгляд, ездить по льду пытались еще первые
энтузиасты мотоциклетного спорта. Соревнования
же по новому виду мотоспорта начали проводиться
в середине 20-х годов, сначала в странах
Скандинавии, а затем — и в альпийских районах
Центральной Европы. Но они имели эпизодический
характер, воспринимались как экзотика,
проводились по разным правилам и ни в одной
стране не выделились в новый, самостоятельный
вид спорта. Тем более, и классический (на гаревой
дорожке) спидвей, у которого впоследствии
организаторы мотогонок на льду заимствовали
систему и правила соревнований, еще не был
импортирован в Европу: на европейском континенте
он появился лишь в 1929 году.
В середине 30-х годов слава о новой мотоциклетной
«забаве» докатилась и до нашей страны:
московский конькобежец Константин Кудрявцев
рассказал своим друзьям-мотогонщикам о
проводимых по окончании забегов на ледяных
дорожках Швеции, Финляндии и Норвегии заездах
мотоциклистов. А уже в марте 1938 года на
московском стадионе «Динамо» в перерыве между
двумя таймами матча по хоккею с мячом Сергей
Бучин продемонстрировал скоростную езду по льду
на гоночном мотоцикле. Зрителям понравилось
необычное зрелище, а многие заинтересовались,
как обеспечивается устойчивость мотоцикла на
скользкой ледяной поверхности. 9 января 1939 года в
газете «Красный спорт» появилась заметка
«Мотоцикл на льду». В ней говорилось: «На беговую
дорожку московского стадиона «Динамо», по
которой только что пробежали конькобежцы,
выехали мотоциклисты. Странная вещь — машины
идут по льду так уверенно, словно под колесами
идеальная щебенка или асфальт. Вот, набрав газ,
мотоцикл мчится по прямой. Затем, не снижая
скорости, огибает поворот. Мотоцикл почти
ложится на бок_ Почему же мотоцикл так устойчив
на льду? Подойдем ближе и осмотрим его шины. Они
снабжены короткими шипами, расположенными по
протектору в шахматном порядке. Шипы изобретены
рекордсменом Советского Союза Николаем
Закревским. Мотоциклисты, применившие шипы для
езды по льду, — динамовцы: рекордсмен СССР Сергей
Бучин и мастера Михайлов и Литус.» А рядом два
снимка: Сергей Бучин на повороте (опирается на
лед ступней) и при выполнении фигурной езды
(стоит на сиденье не держась за руль).
После этой публикации в редакцию посыпались
письма от мотоциклистов, и 15 февраля 1939 года в
газете выступил сам изобретатель шипов,
занимавшийся, кстати, конструированием
приспособлений и для преодоления других видов
бездорожья, — Николай Закревский. Он поместил
рядом со своей статьей чертежи шипов (они имели
форму скобы с изогнутым основанием и после
установки выступали над протектором всего на 8-12
миллиметров), рекомендации по их изготовлению и
установке. На переднее колесо автор советовал
ставить 60 скоб в четыре ряда, на заднее — 75.
Получалось соответственно 120 и 150 шипов.
Эти две статьи послужили толчком для массового
выхода мотоциклистов нашей страны на лед. 10 марта
1940 года на московском ипподроме состоялись
мотогонки на льду, посвященные XVIII съезду КПСС,
собравшие большое количество зрителей. В
«Красном спорте» за 13 марта 1940 года об этих
крупных в нашей стране соревнованиях говорилось
следующее: «_К соревнованиям были допущены
москвичи и ленинградцы. Харьковчане не приехали
на тренировки, их сняли с гонок. Дистанция гонок
— 9600 метров — 6 кругов. Сначала разыгрывались
серии, затем полуфиналы. Наиболее интересным был
второй заезд, в котором участвовали москвичи
Иваненко, Кароль, Чеботаревский, Прудников и
ленинградец Сушинский. За победу в полуфинале в
основном боролись Иваненко и Кароль. Они
поочередно обходили друг друга, и победу решила
последняя прямая перед финишем. Вырвал ее
опытный Иваненко, выигравший у молодого
противника сотые доли секунды. В финал вышли
москвичи Иваненко, Баранов, Кароль, Прудников,
Игнатьев и рекордсмен СССР на километровке
ленинградец Силантьев. Последний
продемонстрировал исключительные качества
вождения мотоцикла. Почти не снижая скорости, он
преодолевал виражи, делая выход по бровке.
Стараясь взять от машины все на прямой и закончил
9600 метров в 6 мин 41,5 с. Вторым был Иваненко — 6:52,2,
за ним Баранов — 6:57,7, Кароль — 6:58,1 и Прудников —
7:05,6 с. У женщин эту же дистанцию с большим
преимуществом выиграла москвичка Л. Свиридова —
7:07,1.»
После Великой Отечественной войны мотогонки на
льду получили дальнейшее развитие. Причем, для
соревнований все чаще стали использовать более
короткие дорожки. В Уфе, к примеру, гонки
проходили на льду озера одного из городских
парков.
В 1950 году на московском ипподроме прошли
соревнования в честь дня Советской Армии. Уже в
этих гонках наряду с шипами Закревского были
применены конические шипы, близкие к
современным. Дистанцию каждого заезда увеличили
до 10 кругов (16 км!), а мотоциклы разделили на шесть
классов. Вот победители гонок и показанная ими в
заездах скорость: 125 куб.см — Н. Селиванов (75,8
км/ч), 350 куб.см — С. Овчинкин (86,4 км/ч), 750 куб.см — В.
Карнеев (89 км/ч), мотоциклы с коляской — А. Лиханов
— В. Поляков (83,4 км/ч), среди женщин на мотоциклах
«Москва» — Н. Михеева (74,5 км/ч), на ИЖ-350 — И.
Озолина (80 км/ч). Самый быстрый — В. Карнеев
несмотря на большую продолжительность гонки
показал скорость на 5 км/ч выше, чем победитель
вышеописанных гонок десятилетней давности.
Переход на короткие дорожки, которые, безусловно,
легче готовить и которых поэтому больше, чем
ипподромов, продолжался. 13 марта 1955 года
состоялись гонки на приз МГК КПСС на льду
московского стадиона «Динамо». Победителями
финальных заездов, состоявших из шести кругов
(только в классе 350 куб.см их сократили до четырех
— настолько шипы разбили дорожку), стали Н.
Суслова, А. Савельев (125 куб.см) и А. Степанов (350
куб.см) — все москвичи.
Уже через год состоялись подобные соревнования
на таллинском стадионе имени Комсомола.
Победители — Э. Нугис (среди женщин), Э. Валла (350
куб.см) и К. Сортс (125 куб.см).
На коротких дорожках, в отличии от длинных
ипподромных, при несовершенной технике
прохождения поворотов быстрыми оказывались
наименее мощные, но зато легкие мотоциклы, на
которых центробежные силы не оказывали
заметного воздействия. Так, в гонках,
состоявшихся в 1956 году на ленинградском стадионе
«Динамо», победитель в классе 125 куб.см А. Васин
завершил пять кругов со скоростью 77,4 км/ч, а в
классе 750 куб.см победил А. Дежинов, средняя
скорость которого составила 70,3 км/ч.
Главные события в советском ледовом спидвее
происходили почти одновременно с аналогичными
событиями в классическом спидвее. И связаны они
были с именами В.И. Карнеева и А.Л. Балабана. 3
марта 1958 года на уфимском стадионе «Локомотив» (с
1960 года — «Труд») в присутствии 20 тысяч зрителей
состоялись мотогонки на льду, посвященные
выборам в Верховный Совет СССР. В них приняли
участие 18 гонщиков из Москвы, Московской области,
Ижевска, Таллина и Уфы. Многие участники были
чемпионами и призерами СССР и ДОСААФ по
шоссейно-кольцевым, ипподромным гонкам и кроссу.
Гонкам предшествовал тренировочный сбор,
руководил которым В.И. Карнеев. После
предварительных, четвертьфинальных и
полуфинальных заездов определились четыре
финалиста: Л. Шадрин, Б. Агапитов, В. Медведев (все
из Ижевска) и В. Цветков из Москвы. В таком порядке
они и финишировали в финале. Среди
полуфиналистов-неудачников оказались
малоизвестные тогда еще уфимцы Борис Самородов,
Николай Чернов и Фарит Шайнуров. В том же 1958 году
в Москве на Большой спортивной арене
Центрального стадиона имени В.И. Ленина прошли
мотогонки на льду на приз «Русская зима», которые
длились десять дней. Главный приз выиграл
москвич А. Маслов. Эти гонки, бесспорно, стали
генеральной репетицией перед началом блестящего
этапа в развитии ледового спидвея не только в
нашей стране, но и в мире — в целом.
Зимой 1959 года в Москве состоялись первые
официальные чемпионаты России и СССР. Эти
первенства прошли на более высоком уровне, чем
все предыдущие соревнования на льду. Гонщики
состязались в классах 125 куб.см (отдельно среди
мужчин и женщин), 350 куб.см и на мотоциклах с
коляской. Первым чемпионом СССР стал москвич
Борис Панферов (125 куб.см). Произошло это 20 февраля
1959 года. В заездах первого чемпионата
участвовало по 5-6 гонщиков. Финальные заезды
повторялись по два раза. Во время тренировки
москвич Анатолий Егоров впервые в нашей стране
попробовал проходить поворот с опорой на колено,
что позволяло развить бо_льшую скорость. Еще
дальше пошел Фарит Шайнуров, первым опершийся на
локоть.
В 1960 году в программу национальных чемпионатов
вошел класс 500 куб.см, ставший впоследствии
международным. При этом с незначительными
изменениями использовались гаревые «пятисотки»,
оснащенные новыми, коническими резьбовыми
шипами длиной до 28 мм и закрывающими колеса
рамами и щитками. Главный энтузиаст внедрения
обоих видов спидвея в нашей стране Владимир
Карнеев, будучи не только замечательным гонщиком
и тренером, но и конструктором, разработал
принципиально новую раму, благодаря которой
мотоцикл обрел на льду повышенную устойчивость.
Изобретение Карнеева стало сродни изобретению
колеса: до сих пор чешский завод «ЯВА» — на
протяжении последних десятилетий основной
производитель мотоциклов для ледового спидвея —
выпускает «его» раму без существенных изменений.
Класс 500 куб.см стал звеном «цепи», соединившей
советский ледовый спидвей с зарубежным: в
Скандинавии после войны ездили тоже на
доработанных «гаревых мотоциклах». В 1959 году 7-8
марта в Москве и 14-15 марта Уфе прошли первые в
СССР международные соревнования по ледовому
спидвею с участием гостей из Чехословакии. Все
четыре гонки выиграли более опытные хозяева —
соответственно Сергей Старых из Жуковского
(впоследствии знаменитый тренер сборной страны),
Анатолий Егоров из Москвы. Борис Агапитов из
Ижевска и Николай Чернов из Уфы. Лучшие из чехов
Мирослав Шпинька (отец будущего чемпиона мира) и
Ярослав Махач заняли третьи места в первый и
четвертый день гонок.
Успех первого соревнования побудил нашу
федерацию в 1960 году пригласить, кроме чехов,
родоначальников ледового спидвея — гонщиков
Швеции и Финляндии. Сильнейшие ледовики четырех
стран провели репетицию мирового чемпионата —
шестиэтапный Кубок «Дружбы народов». До него в
мире не проводилось столь представительных
мотогонок на льду. Соревнования снова
проводились в Уфе (1-й, 2-й, 5-й и 6-й этапы) и в Москве
(3-й и 4-й), но на этот раз нашим гонщикам
приходилось довольствоваться ролью учеников,
правда, способных. Несмотря на подавляющее
преимущество шведов Бъерна Кнутссона (будущего
чемпиона мира по классическому спидвею) и Билли
Андерссона, занявших в общем зачете первое и
второе места, нашим гонщикам удалось выиграть
два этапа (в Уфе — Юрию Дудорину, а в столице —
другому уфимцу Фариту Шайнурову), а Шайнуров стал
третьим призером Кубка. Турнир имел огромный
успех, и многие спортивные функционеры,
присутствовавшие на нем, начали поговаривать,
что уже в 1961 году состоится первый чемпионат
Европы.
Однако в 1961 году никаких международных
соревнований на льду в СССР не состоялось: одна
из причин — отсутствие официальных
международных правил для этого вида мотоспорта.
На весеннем конгрессе ФИМ они были представлены
делегацией нашей страны и одобрены трековым
комитетом. Так появилась возможность следующей
зимой провести две официальные международные
серии гонок на льду: в Швеции-Финляндии и в СССР.
Уже гонки на скандинавских дорожках, непривычно
коротких для наших ледовиков, показали,
насколько возросло их мастерство. Шведы выиграли
лишь одну гонку (Бъерн Хернфельдт), в трех же
остальных первенствовал уфимец Борис Самородов.
В ответной серии (две гонки в Москве, четыре — в
Уфе) швед Билли Андерссон выиграл одну гонку, а
наши гонщики — пять: дважды отличились уфимец
Фарит Шайнуров и москвич Всеволод Нерытов и один
раз Борис Самородов.
Теперь уже у ФИМ не было причин откладывать
учреждение своего официального чемпионата. И в
1963 году он впервые состоялся под названием Кубок
ФИМ. Состоял он из десяти этапов (по пять в СССР и
Швеции), а участвовать в борьбе за зачетные очки
(8-6-4-3-2-1 за места с 1-го по 6-е) в каждом этапе могли
только по три гонщика от СССР, Швеции и Финляндии.
Остальные гонщики выставлялись организаторами и
ездили как бы вне конкурса. Разумеется, внутри
каждой сборной состав троек можно было менять:
так и появился на пятом этапе в Уфе вместо
травмировавшегося накануне москвича Бориса
Захарова будущая «легенда» ледового спидвея
уфимец Габдрахман Кадыров, сенсационно вышедший
в общем зачете Кубка ФИМ на четвертое место. А
обладателем Кубка ФИМ стал Борис Самородов,
выигравший семь гонок и разделивший в одной 1-3
места со шведами Олле Нюгреном и Бъерном
Хернфельдтом. Он набрал 48 очков из 48 возможных
(общий результат выводился по трем лучшим гонкам
из первой и из второй половин чемпионата). На
второе место вышел Всеволод Нерытов (29,5), на
третье — швед Оке Эстблум — 24,5 — набравший
пол-очка больше, чем Г. Кадыров, на пятое — швед
Олле Нюгрен (16) и на шестое — лучший ледовик
Финляндии Анти Пайяри (12).
Как и все предыдущие серии гонок (1960 и 1962 годов),
Кубок ФИМ прошел с огромным успехом. На трех
этапах в Уфе выступили, за счет мест хозяев,
находившиеся в Башкирии мотогонщики Австрии и
Монголии. В эти же годы по-прежнему проводились
экзотические соревнования на льду альпийских
озер (например, в одном заезде выступали авто- и
мотогонщики). Одним словом популярность ледового
спидвея росла не по дням, а по часам. И в 1964 году
ФИМ повысила ранг своего официального
соревнования до чемпионата Европы.
К этому времени география мотогонок на льду в
нашей стране не имела себе подобной: они
проводились в десятках городов от Таллина до
Владивостока. Ежегодно разыгрывалось по восемь
чемпионатов (СССР и России в классах 125, 175, 350 и 500
куб.см), в отборочных и зональных соревнованиях
которых участвовали сотни мотогонщиков. Одним
словом, уровень мастерства советских гонщиков
быстро рос, повсюду появлялась перспективная
молодежь, «наступавшая на пятки» лидерам. И мало
кто сомневался, что первый чемпионат Европы
принесет победу гонщикам нашей страны.
(При подготовке страницы использованы материалы книги Николая Ермоленко «Знакомьтесь: спидвей»)
(Отдельное спасибо Сергею РЫЖКОВИЧУ).