Командный чемпионат мира. Финал. Саранск, Россия. 22-23 февраля 2003 г.

День первый

Гонщик

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 О
1 Франц ЦОРН Австрия 3 2 2 1 - 1 17
2 Харальд СИМОН - У 1 0 1 -
15 Маркус СКАБРАУТ 1     2 3
3 Анти ААККО Финляндия 2 2 3 1 2 2 15
4 Раймо ХЕНРИКССОН 0 0 2 0 1 0
16 Сами РЕСЕНЕН      
5 Гюнтер БАУЭР Германия 3 3 3 2 3 1 17
6 Роберт АЙБЛ 1 1 0 - 0 0
17 Юрген ЛИБМАНН   0    
7 Тайте БООТСМА Голландия 0 И 0 1 У С 8
8 Джонни ТУИНСТРА 2 1 1 0 2 1
18 Рене ВЕРХОЕВ          
9 Виталий ХОМИЦЕВИЧ Россия 2 3 3 - 3 2 26
10 Максим ЗАХАРОВ - 2 2 3 У -
19 Владимир ЛУМПОВ 1     2   3
11 Пер-Олов СЕРЕНИУС Швеция 3 2 3 3 У 3 25
12 Стефан СВЕНССОН 0 3 2 1 3 2
20 Ульф ЭНГЕСТРЁМ        
13 Антонин КЛАТОВСКИ Европа У 1 0 - - - 17
14 Слава НИКУЛИН 3 У 1 3 1 3
21 Сергей КАЗАКОВ   2 2 1

 

День второй

Гонщик

О

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 О
1 Франц ЦОРН Австрия 17 3 - - 2 0 3 34
2 Харальд СИМОН - 0 0 - - -
15 Маркус СКАБРАУТ       2     1       1     1       2     2
3 Анти ААККО Финляндия 15 3 1 1 2 1 - 25
4 Раймо ХЕНРИКССОН 1 0 С 0 0 С
16 Сами РЕСЕНЕН                                         1
5 Гюнтер БАУЭР Германия 17 У 3 1 3 3 3 36
6 Роберт АЙБЛ 1 1 0 0 2 2
17 Юрген ЛИБМАНН                                          
7 Тайте БООТСМА Голландия 8 0 С - 3 И У 18
8 Джонни ТУИНСТРА 1 1 1 1 2 1
18 Рене ВЕРХОЕВ               0                          
9 Виталий ХОМИЦЕВИЧ Россия 26 2 3 3 2 3 3 53
10 Максим ЗАХАРОВ - - - - - 0
19 Владимир ЛУМПОВ   3         2     2   3       1          
11 Пер-Олов СЕРЕНИУС Швеция 25 3 3 2 3 И 1 50
12 Стефан СВЕНССОН 2 2 3 2 2 2
20 Ульф ЭНГЕСТРЁМ                                          
13 Антонин КЛАТОВСКИ Европа 17 - 2 2 0 1 1 35
14 Слава НИКУЛИН 2 - - 1 - -
21 Сергей КАЗАКОВ     С   С     3             3     3      

 

Краткое описание гонки:

В субботу была идеальная погода. На термометре было -4, без осадков, без ветра, вообщем, то, что надо. Зрителей было меньше, чем на Гран-При, но это и понятно: билеты были дороже, да и гонка не та (как считали некоторые, и глубоко ошибались). Сама гонка прошла великолепно. Начало положили австрийцы с финнами: ЦОРН с ААККО завертели карусель, на всем протяжении заезда попеременно обгоняя друг друга. В итоге Фрэнки все же выиграл, записав таким образом первые три очка в заездах, включая и гонки Гран-При. Неужели, настроил все-таки технику? Дальше - больше. БАУЭР рвет в одиночку голландцев, потому как вообще не сопротивлялся АЙБЛ (многие удивились такому ходу событий, ведь на Призе Главы Роберт чуть было не попал в финал). И уже в третьем заезде схлестнулись Россия и Швеция. Почти все на стадионе были уверены в безоговорочной победе наших. На Гран-При шведы не показали абсолютно ничего, более того, Стефан СВЕНССОН не выступал во второй день ЧМ из-за того, что занял предпоследнее место в субботу! Но в командном чемпионате все перевернулось с ног на голову. Старина СЕРЕНИУС сделал всех! И зрителей тоже. По ходу заезда ХОМИЦЕВИЧ и СЕРЕНИУС шли колесо в колесо, параллельным курсом. ЛУМПОВ даже не смог приблизиться к ним, но был все же перед СВЕНССОНОМ. На финише СЕРЕНИУС был лучше ХОМИЦЕВИЧА, сделав таким образом ничью. А публика несколько приутихла в ожидании чего-то непонятного. Шведов причислили к фаворитам. В следующем заезде выступали еще одни фавориты (судя по именам) - европейцы. Но на первом же повороте упал КЛАТОВСКИ. Судья Милан ШПИНЬКА исключил его из перезаезда (хотя мог бы этого и не делать - ведь первый же поворот). В перезаезде класс показал НИКУЛИН, пройдя обоих австияк в одном повороте по малому радиусу! 

Дальше были заезды, в которых прогнозы сбылись со стопроцентной точностью А вот в седьмом заезде произошло следующее: на выходе из поворота НИКУЛИН шел впереди СВЕНССОНА и его немного подбросило в выбоине. Швед, может не среагировав, а может и нарочно, въехал в мотоцикл Славы, прямо в заднее колесо, вследствие чего НИКУЛИНА просто-напросто вынесло с трека, но слава богу удачно. Его исключили, чему был очень недоволен стадион. В перезаезде же отменным тактиком показал себя СЕРЕНИУС. Пропустив вперед себя СВЕНССОНА он прикрывал его всю дорогу, с чем КЛАТОВСКИ так и не справился. "Дедушка знает, что делает" или "Мастерство не пропьешь" - так охарактеризовали мужики этот заезд. 

Дальше пошли результаты 5:1! Следующие 4 (!) заезда закончились именно с таким счетом, причем в заездах с участием россиян и шведов борьбы вообще не было никакой. Далее в заезде Швеция-Германия БАУЭР попытался пройти СЕРЕНИУСА, но не вышло. Снова Пер-Олов оказался на коне. В четырнадцатом заезде выехал на саранский лед спустя 13 лет Сергей КАЗАКОВ. Тот самый Сергей КАЗАКОВ, который в 1990 году на саранском льду в финале личного чемпионата СССР завоевал серебро в борьбе с Николаем НИЩЕНКО! Выехал - и погоды не испортил. Наоборот, пропустив вперед себя НИКУЛИНА, он вовсю отбивал атаки неожиданно хорошо поехавшего в этом заезде БООТСМЫ. Итог снова 5:1. А вот пятнадцатый заезд принес разочарование. Как ликовала публика два заезда назад, когда у шведов отобрали очко (БАУЭР), так огорчилась она сейчас, когда на ровном месте, ну просто в безобиднейшей ситуации упал Максим ЗАХАРОВ. Очень жаль. Судьба-фортуна словно выравнивает шансы русских и шведов. Только оторвались, и снова рядом. В перезаезде ХОМИЦЕВИЧ легко выиграл. Нужно сказать, что до этого заезда в паре ХОМИЦЕВИЧ-ЗАХАРОВ сбоев не было. Конечно, их парную езду было не сравнить со шведской парой (наши и рядом не стояли). ХОМИЦЕВИЧ добивался преимущества на старте и уходил и от соперников, и от напарника, не оглядываясь. А шведы ехали, закрывая обе бровки. Попробуй протиснись между ними! И вот теперь после падения Максима недовольный зритель начал сомневаться в победе наших. Необходимо было что-то менять...

Шестнадцатый заезд - и вновь фортуна на нашей стороне (вот где интрига!). На первом же повороте упал СЕРЕНИУС, завалился на бок, и судья смело его исключил из перезаезда, чему очень удивились, но вместе с тем обрадовались зрители. Честно говоря, в этот момент подумалось о нехорошем... Шведы не протестовали. А зачем?

Ближе к концу дня команды завелись. Восемнадцатый заезд: рубка между австрийцами и голландцами. Постоянная смена позиций! СКАБРАУТ обходит ТУИНСТРУ на втором круге, БООТСМА на третьем - ЦОРНА! Супер! Следующий заезд - по накалу такой же, но по именам много сильнее. КАЗАКОВ вчистую проиграл старт, но затем наверстал упущенное (есть еще порох в пороховницах!) и на финишную прямую вышел колесо в колесо с ААККО. Маленько ему не хватило до второго места, потому как НИКУЛИН просто мастерски провел этот заезд, оставив далеко позади себя конкурентов (к сожалению, здесь никакой командной борьбы не наблюдалось).

В двадцатом заезде Россия-Германия чуть было не упал ХОМИЦЕВИЧ и в этот момент его вполне мог обойти БАУЭР, но почему-то этого не произошло. Снова начали закрадываться определенные сомнения... Да и по ходу заезда было видно, что немец идет лучше Виталия. ЛУМПОВ (Виталий РУССКИХ, главный тренер сборной, все же заменил неудачного ЗАХАРОВА) к тому времени был уже далеко (именно в таком стиле он и выиграл чемпионат России).

Последний заезд дня за явным, что называется, выиграли шведы, на последнем круге сделав такой отрыв, что могли уже и между собой перекинуться парой слов. После первого дня шведы отставали от россиян на очко. Остальные сборные были далеко позади. Борьба за бронзу прогнозировалась в воскресенье между немцами, австрийцами и европейцами. Даже финны могли на что-то претендовать. И лишь голландцы потеряли всякие шансы, откровенно слабо откатавшись. Да к тому же с большими проблемами в технике. 

 

И вот воскресенье. Соревнования проводились днем, впервые после нескольких лет перерыва на саранском льду, поэтому было непривычно (прежде всего, для меня). Но было тепло, теплее, чем в субботу, светило солнце. Снова повезло с погодой. Воскресенье началось ни шатко, ни валко, но прогнозируемо. Второй заезд дня вызвал массу споров, прежде всего со стороны немецкой делегации. БАУЭР, обходя на одном из виражей ХОМИЦЕВИЧА, въехал в его заднее колесо и упал (довольно жестко). Но немцу не понравилось поведение ХОМИЦЕВИЧА в заезде. Он посчитал, что в тот момент пытался увернуться от перекрещивающего в этот момент траекторию Виталия (там действительно было некоторое перемещение среди наших гонщиков - перекрещивание траектории). Но ведь Гюнтер мог и приостановиться. В будку к судье бегал и главный представитель немцев, но ничего не помогло (естестнно). Ну а дальше - второй день был почти копией первого. Фавориты брали свое, аутсайдеры пытались взбрыкнуть, иногда им это удавалось (как, например, БООТСМЕ в заезде с финнами, когда Тайте вырвал победу у ААККО в финишном створе). Воскресенье здорово откатал Сергей КАЗАКОВ, начав, правда, день с двух сходов, но затем серьезно помог русским, обойдя СЕРЕНИУСА в заезде. Там еще и судья руку приложил, исключив совсем СЕРЕНИУСА за пересечение синей линии. Вообщем, шла борьба. Сами додумывайте, какая кому больше нравится. Ведь фортуна снова уравняла было шансы, когда в заезде с голландцами начудил ЛУМПОВ, выдернув (случайно, конечно) тросик, который связывает руку гонщика с зажиганием. Пока вставлял, пока разгонялся - все уже уехали. Но и тут судья вмешался, обнаружив заезд за синьку у БООТСМЫ (он действительно был). В одном из заездов упал ЛУМПОВ на первом повороте, но судья посчитал, что к перезаезду должны быть допущены все гонщики (абсолютно такое же падение было в субботу у СЕРЕНИУСА, и как понимать действия судьи сейчас - непонятно)...

В заезде за золото Россия-Швеция нашим можно было даже и проиграть со счетом 2:4, но получилась ничья. ХОМИЦЕВИЧ вновь рванул со старта и лидерство в заезде не упустил. А вот Максим ЗАХАРОВ, которого впервые в воскресенье выпустил РУССКИХ, боролся с двумя шведами на равных. И даже в одном из заездов попытался вырваться вперед, но переднее колесо увязло в выбоине, и Максим резко отстал. Пока разгонялся вновь, Виталий уже принимал поздравления! 

В борьбе за бронзу в заезде Германия-Голландия немцам нужно было побеждать со счетом 5:1. Только так они могли встать на пьедестал. И тут, мне кажется, вновь за дело взялся судья. На выходе из первого поворота (на выходе уже!) падает АЙБЛ. К перезаезду допущены все. В перезаезде вновь падения: АЙБЛ таранит БООТСМУ, летит в тюки, но БООТСМА падает тоже (причем с травмой руки, которую ему нанес немец!). Исключили БООТСМУ!!! А АЙБЛЯ допустили вновь! Остальное - дело техники. Немцы - третьи!

ИТОГ: Все-таки, на мой взгляд, сильнейшей была сборная Швеции. Никто в мире лучше них не ездит в паре. Наши пытались изобразить что-то наподобие парной гонки, но лишь в заездах, где все было уже решено на первых метрах. Разочаровали австрийцы и финны. У финнов по сути дела сейчас в стране только один гонщик экстра-класса - Анти ААККО. Совсем не боролся КЛАТОВСКИ, а вот КАЗАКОВ, нестареющий Сергей КАЗАКОВ, боролся отменно. Последние заезды он гонял на мотоцикле НИКУЛИНА, и выигрывал их. Молодец! Но, конечно, не стоит уж так принижать наших гонщиков. Они гоняли так, как могут. Пусть в большинстве своем каждый сам за себя, но 5:1 в их исполнении было частым явлением. И хочется поздравить Максима ЗАХАРОВА с его первой победой на чемпионатах мира! Впервые коренной мордовский гонщик стал чемпионом мира по ледовому спидвею! Так держать!

 

Результаты

1. РОССИЯ - 53 (Виталий ХОМИЦЕВИЧ - 31, Максим ЗАХАРОВ - 7, Владимир ЛУМПОВ - 15)
2. ШВЕЦИЯ - 50 (Пер-Олов СЕРЕНИУС - 26, Стефан СВЕНССОН - 24, Ульф ЭНГЕСТРЁМ - н/с)
3. ГЕРМАНИЯ - 36 (Гюнтер БАУЭР - 28, Роберт АЙБЛ - 8, Юрген ЛИБМАНН - 0)
4. ЕВРОПА - 35 (Антонин КЛАТОВСКИ (Чехия) - 7, Слава НИКУЛИН (Германия) - 15, Сергей КАЗАКОВ (Россия) - 13)
5. АВСТРИЯ - 34 (Франц ЦОРН - 17, Харальд СИМОН - 2, Маркус СКАБРАУТ - 15)
6. ФИНЛЯНДИЯ - 25 (Анти ААККО - 20, Раймо ХЕНРИКССОН - 4, Сами РЕСЕНЕН - 1)
7. ГОЛЛАНДИЯ - 18 (Тайте БООТСМА - 4, Джонни ТУИНСТРА - 14, Рене ВЕРХОЕВ - 0)